А.К. Глазунов

 

4

Александр Константинович Глазунов.

Потомственный дворянин, выдающийся русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.

Родился 10 августа 1865 г. в Петербурге.

Умер 21 марта 1936 г. в Париже.

14 октября перезахоронен в Петербурге (Ленинграде в Александро-Невской Лавре).

Биография в датах.

1877 г.

 

Петербургское реальное училище
1881 г. Первое исполнение Первой симфонии.

Принесло 16-и летнему автору первый успех и поставило его в ряд крупнейших композиторов второй половины 19 века.

1883 г. Окончил реальное училище

Поступление в Петербургский университет на историко-филологический факультет

1884 г. Первое исполнение Первой симфонии за рубежом. принесли 19-и летнему автору всеевропейскую известность
27 марта 1884 г. Первый концерт целиком созданный из произведений А. Глазунова. Это послужило «Русских симфонических концертов» организатором которых послужил М.П. Беляев
22 октября 1888 г.

 

Впервые выступил как дирижер
1899 г.

 

Профессор 2 степени Петербургской консерватории
Сентябрь 1900 г.

 

Заведовал классом специального инструмента Петербургской консерватории
1900-1905 г. Избран уполномоченным членом Главной дирекции Кишиневского ИРМО
1904-1936 г. Член попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов
1905-1928 г. Директор (ректор) Петербургской-Петроградской, Ленинградской консерватории
1907 г. Почетный доктор музыки Кембриджского и Оксфордского университетов
1909 г. Профессор I степени Петербургской консерватории.

Звание свободного художника

Почетный член С-Петербургского отделения ИРМО

1912 г. Заслуженный профессор Петербургской консерватории

 

1918 г. Член-корреспондент Парижской Академии
1919 г. Имя А. Глазунова присвоено струнному квартету
1921 г. Имя А. Глазунова присвоено малому залу Петербургской консерватории, в котором установлен его бюст
1922 г. Звание народный артист Республики  (первый из русских советских композиторов)
1928 г. Впервые представитель Страны Советов вошел в состав жюри Международного конкурса в Вене (I Международный конкурс посвященный 100- летию со дня смерти Ф. Шуберта)
1928-1936 г. Зарубежные гастроли
1928 г. Имя А. Глазунова присвоено нашей школе (ДМШ г. Барнаула)
1994 г. Имя А. Глазунова присвоено ДМШ г. Люблено Московской области, в школе создан музей
С 2000 г. Эта школа проводит фестивали русской музыки, которые носят имя А. Глазунова

Композитор своим творчеством связывает две эпохи- он стоит в одном ряду с великими представителями русской культуры второй половины XIX века (Чайковским, Римским-Корсаковым, Бородиным и др.) и является самой значительной фигурой в Советской музыке послереволюционного периода (20-30 годы  XX столетия).Творчество композитора- симфонии. Симфонические поэмы и увертюры, концерты, камерно-инструментальные  сочинения, балеты и др.

Своеобразным Домом- музеем А.К. Глазунова стала Петербургская Консерватория. Она хранит память о великом композиторе, музыканте и выдающемся директоре. Память это, прежде всего, сохраняется в рабочем кабинете, оставшимся неизменным с тех пор, как композитор навсегда покинул стены Консерватории. В многочисленных  экспонатах музея Консерватории, включающих личные вещи композитора, мебель из его дома на Казанской улице № 10, живописные  и скульптурные портреты, фотографии, афиши, приветственные адреса, дипломы, ленты и многое другое.

В библиотеке Консерватории хранятся ноты, книги, нотные рукописи, письма из личного собрания композитора, документы, связанные с историей Консерватории. Все это создает яркий образ человека  и многогранного художника, директора Консерватории и музыкально-общественного деятеля.

 

Современники о композиторе.

Музыкальный критик В.В. Стасов называл А.К. Глазунова «Орел Константинович» .

А о творчестве композитора сказал так:

  • «Неимоверно широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, роскошная фантазия, иногда юмор, элегичность, страстность и всегда- изумительная ясность и свобода формы.»
  • «Глазунов – сын своей эпохи, сросшейся всеми корнями со средой, принявшей и воспитавшей его, и вместе с ней эволюционировавший, и до конца дней своих оставшийся верным ее заветам и ее духу. »
  • «Невозможно переоценить ту благородную роль, которую играл в жизни Консерватории А.К. Глазунов, как директор…Всесторонняя забота о служебном персонале, необычайная чуткость к нуждам каждого ученика, доброжелательность, которая была заложена во всей натуре Глазунова, делали его предметом обожания и молодежи и профессоры, и музыкальной общественности Петербурга».

А. Тер-Гевондян

  • «Несомненно, что после А. Рубенштейна Глазунов на этом посту был наиболее значительной фигурой. Вряд ли можно представить себе человека, который бы более искренне и всесторонне предан консерватории, нежели Глазунов.  Авторитет  А.К. Глазунова был исключительно велик: Одно присутствие его на собрании, в классе, на экзамене, в концерте, заставляли людей подтягиваться, показывать себя и свое искусство наилучшим образом, прилагать усилия для того, чтобы со стороны можно было достойно оценить труд консерватории  в целом».

М.Штейнберг

  • «Глазунов создал мир счастья, веселья, полета, покоя, упоения, задумчивости и многого, многого другого, всегда счастливого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого».

А.В. Луначарский

  • «Долго перекатывался гул несмолкаемых аплодисментов по залу, когда на эстраду поднялся славный мастер, с именем которого связывается гордость и достоинство отечественной музыки. Глазунов для нас – живой символ русского музыкального творчества в его наиболее совершенном выражении»

Журнал «Артист» 1922 г.

  • «Ныне мы приветствуем при торжественном чествовании классика русской музыки, замечательного русского музыканта Александра Константиновича Глазунова, подлинного героя нашей народной славы».

Муз. критик  В .Держановский 1922 г. к 40- летию творческой деятельности композитора

  • «Глазунов- «родник необычайно счастливой музыки, какое-то голубое озеро прохладной душистой воды, окунувшись в которую, выходишь, как из объятий сказочной живой воды ».

А.В. Луначарский

  • «Музыка Глазунова воспевает прекрасную мечту и ее воплощение в жизнь».

А.Куриман

  • «Глазунов является каким-то гигантом оптимизма. Именно потому, что как-то сразу и целиком понял своеобразие и несовершенство окружающего исторического мира, оттолкнулся от этого берега и поплыл по какому-то морю… светлых мечтаний, в которые грусть вплетается только для того, чтобы ярче лучился свет радости с этой тенью, – и, может быть, именно поэтому удалось ему создать такой дивно-гармоничный мир».

А.В. Луначарский

  • «Было во всем его облике что-то вызывающее и глубочайшее почтение и душевное расположение и желание тот час же оказать знак внимания… Чувствовалось значительность личности, богатой жизненным опытом, но из широкого комплекса впечатлений вбирающей в себя только положительное, одно светлое и проходящее мимо всего, что оскорбляет, оскверняет жизнь.  Душевная чистота сквозила в его взоре, интонациях, жестах, проявлялась в его поступках и отношениях к людям… Когда его фигура появлялась на ступеньках консерваторской лестницы, учащихся никто не призывал к вниманию и спокойствию. Но гул разговоров тот час же смолкал, а быстро сбегающие или поднимающиеся по ее ступенькам студенты невольно останавливались для почтительного приветствия. Это было свободной данью уважения к художнику, руководителю, человеку, преклонением перед его личным авторитетом».

В. Богданов- Березовский