История школы

О лидерстве школы, о её большом вкладе в развитие музыкальной культуры города говорят с высоких трибун, вручая коллективу многочисленные Грамоты, Благодарственные письма и Дипломы, среди которых Диплом Лауреата Главы Администрации города в области культуры, искусства, науки, производства и общественной деятельности. Он был вручен школе на торжествах, посвящённых 65-летию Алтайского края.
Конечно, не анализируя прошлого, не сохраняя замечательных традиций, не оглядываясь на пройденный путь не добиться успехов. Тем более, что путь школы, её история поистине замечательны.
Днём рождения школы можно считать 27 февраля 1920 г. Именно в этот день Коллегия Алтайского губоно сформировала совет по организации в Барнауле рабоче-крестьянской консерватории (таким было изначальное название школы). А уже 7 марта был утверждён первый штат педагогов из семи человек, выпускников Петербургской консерватории. Возглавил коллектив Антоний Иванович Марцинковский (преподаватель музыкально-теоретических дисциплин), а его заместителем стал пианист и композитор Константин Николаевич Нечаев (здесь должны быть фото школы, Марцинковского и Нечаева).
В рабоче-крестьянскую консерваторию принимались и дети, и взрослые. Обучаться можно было без отрыва от работы. Музыкальное образование было бесплатным до 1922 г., а впоследствии (до 1930 г.) сохранялось 10-15% бесплатных мест. В консерватории были классы фортепиано, сольного пения, большое внимание уделялось игре на народных инструментах – гармонике, гитаре, мандолине, были классы хорового пения, теории и слушания музыки. С первого же года сформировался свой оркестр и была создана библиотека – одна из самых крупных в Сибири, в её каталоге насчитывалось 10 тысяч названий книг, пособий, музыкальных упражнений и нотных сборников.
К концу 1921 года в консерватории было уже 30 преподавателей и 425 учащихся. Консерватория сразу стала центром музыкальной и культурной жизни города. Преподаватели и учащиеся ставили оперные спектакли или отдельные сцены из опер «под рояль», выступали с концертами на рабочих площадках, в клубах и на площадях города. Все концерты были бесплатными.
В 1926 году рабоче-крестьянская консерватория была преобразована в музыкальную школу первой ступени, а в 1928 г. – в Детскую музыкальную школу им. А.К.Глазунова, т.к. первые денежные ассигнования на школу были осуществлены при прямом содействии композитора, а первые преподаватели были его учениками. Директором школы оставался до 1937 г. А.И.Марцинковский (в 1937 г. его репрессировали и расстреляли).
Школа мужала и крепла, закладывала свои традиции в тяжёлое для страны время. И первым её ученикам, начиная с рабоче-крестьянской консерватории, приходилось приносить на уроки керосиновые лампы, заниматься в холодных классах в пальто, летом заготавливать дрова для отопления помещения, переписывать для себя музыкальные произведения, самим ремонтировать музыкальные инструменты, ютиться в маленьких помещениях, практически не пригодных для занятий. Но педагоги и ученики поддерживали друг друга, жили большой дружной семьёй и, окрылённые творчеством, находили в себе силы для того, чтобы идти вперёд и оставаться центром музыкальной и культурной жизни города. Коллектив школы не прекратил своей деятельности даже во время Великой Отечественной войны – помогал фронту, раненым, детским домам и верил в скорую победу над фашизмом.
Ещё во времена НЭПа преподаватели и учащиеся школы, сами переживая большие–большие трудности, постоянно помогали детским домам всем, чем могли. А впоследствии, на протяжении … лет (с… по…), в школе бесплатно обучались дети Детского дома №8. Многие из них стали профессиональными музыкантами, окончили музыкальные училища, консерватории и военно-музыкальную Академию в Москве.
В педагогическом коллективе школы довоенных, военных и послевоенных лет работали замечательные личности: пианистки – выпускники Петербургской консерватории Анна Смирнова, Зинаида Платонова, Елена Ключникова, Людмила Савельева (она преподавала ф-но с 1920 г. по 1964 г.!), одна из первых выпускниц школы Ольга Ислентьева (первая в нашем городе была удостоена звания Заслуженного работника культуры РСФСР), композиторы – Николай Иконников, Венедикт Пушков (один из первых выпускников школы), Андрей Анохин, Константин Княгинин, музыковед Афанасий Анохин, вокалистки Клавдия Крымская и Анна Нечай-Стржалковская (её называли «музыкальная звезда»), скрипачи Борис Рабиль, Тимофей Бэлла, Роберт Лейкам, виолончелистка Александра Бартлеманова и многие другие.
Все годы своего существования школа работала по трём направлениям:
1) Давала качественное начальное музыкальное образование, готовила к поступлению в средние специальные учебные заведения. В настоящее время её выпускники работают в музыкальных школах города, края, России, за рубежом, играют в симфонических, духовых и народных оркестрах, поют в оперных театрах и театрах музыкальной комедии. Только в своей родной школе в настоящее время работает 9 её выпускников.
2) Давала общее музыкальное образование и воспитывала любителей музыки.
3) Вела огромную просветительскую работу, являясь неотъемлемой частью музыкальной и культурной жизни города.

Музыкальная энциклопедия Алтайского края. Статья об Истории школы и сегодняшнем дне С.Нестеровой. 2011 год, стр. 124-126.
Журнал «Барнаул» №1 2005 г., статья о школе «Юбилей Первой музыкальной».