А.К. Глазунов
Александр Константинович Глазунов.
Потомственный дворянин, выдающийся русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Родился 10 августа 1865 г. в Петербурге.
Умер 21 марта 1936 г. в Париже.
14 октября перезахоронен в Петербурге (Ленинграде в Александро-Невской Лавре).
Биография в датах.
1877 г.
|
Петербургское реальное училище |
1881 г. | Первое исполнение Первой симфонии.
Принесло 16-и летнему автору первый успех и поставило его в ряд крупнейших композиторов второй половины 19 века. |
1883 г. | Окончил реальное училище
Поступление в Петербургский университет на историко-филологический факультет |
1884 г. | Первое исполнение Первой симфонии за рубежом. принесли 19-и летнему автору всеевропейскую известность |
27 марта 1884 г. | Первый концерт целиком созданный из произведений А. Глазунова. Это послужило «Русских симфонических концертов» организатором которых послужил М.П. Беляев |
22 октября 1888 г.
|
Впервые выступил как дирижер |
1899 г.
|
Профессор 2 степени Петербургской консерватории |
Сентябрь 1900 г.
|
Заведовал классом специального инструмента Петербургской консерватории |
1900-1905 г. | Избран уполномоченным членом Главной дирекции Кишиневского ИРМО |
1904-1936 г. | Член попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов |
1905-1928 г. | Директор (ректор) Петербургской-Петроградской, Ленинградской консерватории |
1907 г. | Почетный доктор музыки Кембриджского и Оксфордского университетов |
1909 г. | Профессор I степени Петербургской консерватории.
Звание свободного художника Почетный член С-Петербургского отделения ИРМО |
1912 г. | Заслуженный профессор Петербургской консерватории
|
1918 г. | Член-корреспондент Парижской Академии |
1919 г. | Имя А. Глазунова присвоено струнному квартету |
1921 г. | Имя А. Глазунова присвоено малому залу Петербургской консерватории, в котором установлен его бюст |
1922 г. | Звание народный артист Республики (первый из русских советских композиторов) |
1928 г. | Впервые представитель Страны Советов вошел в состав жюри Международного конкурса в Вене (I Международный конкурс посвященный 100- летию со дня смерти Ф. Шуберта) |
1928-1936 г. | Зарубежные гастроли |
1928 г. | Имя А. Глазунова присвоено нашей школе (ДМШ г. Барнаула) |
1994 г. | Имя А. Глазунова присвоено ДМШ г. Люблено Московской области, в школе создан музей |
С 2000 г. | Эта школа проводит фестивали русской музыки, которые носят имя А. Глазунова |
Композитор своим творчеством связывает две эпохи- он стоит в одном ряду с великими представителями русской культуры второй половины XIX века (Чайковским, Римским-Корсаковым, Бородиным и др.) и является самой значительной фигурой в Советской музыке послереволюционного периода (20-30 годы XX столетия).Творчество композитора- симфонии. Симфонические поэмы и увертюры, концерты, камерно-инструментальные сочинения, балеты и др.
Своеобразным Домом- музеем А.К. Глазунова стала Петербургская Консерватория. Она хранит память о великом композиторе, музыканте и выдающемся директоре. Память это, прежде всего, сохраняется в рабочем кабинете, оставшимся неизменным с тех пор, как композитор навсегда покинул стены Консерватории. В многочисленных экспонатах музея Консерватории, включающих личные вещи композитора, мебель из его дома на Казанской улице № 10, живописные и скульптурные портреты, фотографии, афиши, приветственные адреса, дипломы, ленты и многое другое.
В библиотеке Консерватории хранятся ноты, книги, нотные рукописи, письма из личного собрания композитора, документы, связанные с историей Консерватории. Все это создает яркий образ человека и многогранного художника, директора Консерватории и музыкально-общественного деятеля.
Современники о композиторе.
Музыкальный критик В.В. Стасов называл А.К. Глазунова «Орел Константинович» .
А о творчестве композитора сказал так:
- «Неимоверно широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, роскошная фантазия, иногда юмор, элегичность, страстность и всегда- изумительная ясность и свобода формы.»
- «Глазунов – сын своей эпохи, сросшейся всеми корнями со средой, принявшей и воспитавшей его, и вместе с ней эволюционировавший, и до конца дней своих оставшийся верным ее заветам и ее духу. »
- «Невозможно переоценить ту благородную роль, которую играл в жизни Консерватории А.К. Глазунов, как директор…Всесторонняя забота о служебном персонале, необычайная чуткость к нуждам каждого ученика, доброжелательность, которая была заложена во всей натуре Глазунова, делали его предметом обожания и молодежи и профессоры, и музыкальной общественности Петербурга».
А. Тер-Гевондян
- «Несомненно, что после А. Рубенштейна Глазунов на этом посту был наиболее значительной фигурой. Вряд ли можно представить себе человека, который бы более искренне и всесторонне предан консерватории, нежели Глазунов. Авторитет А.К. Глазунова был исключительно велик: Одно присутствие его на собрании, в классе, на экзамене, в концерте, заставляли людей подтягиваться, показывать себя и свое искусство наилучшим образом, прилагать усилия для того, чтобы со стороны можно было достойно оценить труд консерватории в целом».
М.Штейнберг
- «Глазунов создал мир счастья, веселья, полета, покоя, упоения, задумчивости и многого, многого другого, всегда счастливого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого».
А.В. Луначарский
- «Долго перекатывался гул несмолкаемых аплодисментов по залу, когда на эстраду поднялся славный мастер, с именем которого связывается гордость и достоинство отечественной музыки. Глазунов для нас – живой символ русского музыкального творчества в его наиболее совершенном выражении»
Журнал «Артист» 1922 г.
- «Ныне мы приветствуем при торжественном чествовании классика русской музыки, замечательного русского музыканта Александра Константиновича Глазунова, подлинного героя нашей народной славы».
Муз. критик В .Держановский 1922 г. к 40- летию творческой деятельности композитора
- «Глазунов- «родник необычайно счастливой музыки, какое-то голубое озеро прохладной душистой воды, окунувшись в которую, выходишь, как из объятий сказочной живой воды ».
А.В. Луначарский
- «Музыка Глазунова воспевает прекрасную мечту и ее воплощение в жизнь».
А.Куриман
- «Глазунов является каким-то гигантом оптимизма. Именно потому, что как-то сразу и целиком понял своеобразие и несовершенство окружающего исторического мира, оттолкнулся от этого берега и поплыл по какому-то морю… светлых мечтаний, в которые грусть вплетается только для того, чтобы ярче лучился свет радости с этой тенью, – и, может быть, именно поэтому удалось ему создать такой дивно-гармоничный мир».
А.В. Луначарский
- «Было во всем его облике что-то вызывающее и глубочайшее почтение и душевное расположение и желание тот час же оказать знак внимания… Чувствовалось значительность личности, богатой жизненным опытом, но из широкого комплекса впечатлений вбирающей в себя только положительное, одно светлое и проходящее мимо всего, что оскорбляет, оскверняет жизнь. Душевная чистота сквозила в его взоре, интонациях, жестах, проявлялась в его поступках и отношениях к людям… Когда его фигура появлялась на ступеньках консерваторской лестницы, учащихся никто не призывал к вниманию и спокойствию. Но гул разговоров тот час же смолкал, а быстро сбегающие или поднимающиеся по ее ступенькам студенты невольно останавливались для почтительного приветствия. Это было свободной данью уважения к художнику, руководителю, человеку, преклонением перед его личным авторитетом».
В. Богданов- Березовский